Само понятие "любовь" у людей с разным духовным основанием может быть абсолютно разным. По всем вопросам, ответы на которые не прописаны в десяти заповедях, среди верующих всегда были расхождения во мнениях. Вопрос о браке с неверующими всегда стоял особенно остро. И решать его было тяжело: люди вообще редко прислушиваются к чужому мнению и доводам, а уж влюбленные люди – особенно. Тем не менее, вопрос остается открытым: можно ли христианам выходить замуж и жениться на неверующих? Но можно ли вести разговор в формате «можно-нельзя», когда речь идет не только о разуме, но и о чувствах? Пожалуй, грамотнее будет поставить вопрос иначе: не можно ли, и стоит ли христианам выходить замуж и жениться на неверующих людях? ПО СУЩЕСТВУ Поскольку «камнем преткновения» в этом вопросе становится именно вера, начнем с нее. Если речь идет именно о человеке, по-настоящему верующем, то это значит, что вера для него – не просто элемент национальной культуры, а стержень, на котором держится вся его жизнь. А человек неверующий (или приверженец какой-то другой религии, не признающей Христа сыном Божьим) строит свою жизнь на другом основании. При этом не столь важно, «хороший» или «плохой» этот человек, – не в этом суть. Суть в том, что у двух людей, собирающихся пройти по жизни вместе, – разные внутренние стержни, разные мотивы, разные основы личности. Поэтому вопрос, в сущности, стоит так: смогут ли два человека с разными убеждениями, с разными базовыми целями, с разными взглядами на жизнь, на любовь, на счастье пройти по этой самой жизни в любви, счастье, достигнув каждый своих целей… и при этом оставаясь по-настоящему вместе? Кто-то считает, что да: ведь если люди любят друг друга, они всегда смогут поладить. Однако есть одно «но»: само понятие «любовь» у людей с разным духовным основанием может быть абсолютно разным! Для одного любовь – это отдать все, что имеешь. Для другого – завоевать то, что хочешь иметь. Для третьего любовь – это адреналин в крови, особое ощущение, реакция на другого человека. Для четвертого любовь к человеку сродни любви к еде: картошечка хороша под помидорчики, а вот эта девочка – под пятую модель BMW. Все люди разные, пожалуй, только Господь Бог может с достоверностью разобраться в потемках чужой души. Так что если люди «любят друг друга», это еще не всегда значит, что они на самом деле любят друг друга. ПОСЛЕ СВАДЬБЫ Кроме того, существует так называемый «послесвадебный эффект». У мужчин он может выглядеть так. Когда женщина не была его женой, он шел за ней «на край света», чтобы ее завоевать. Он не только исполняет ее желания, но и предугадывает их. Он внимателен, нежен, уступчив, «а уж речь-то говорит – будто реченька журчит». Он даже ходит с ней в церковь, если для нее это так важно. И вот наступает день свадьбы… Переломный день, после которого мужчина уже не потерпит, чтобы женщина им управляла. Это не удивительно: мужчина создан быть лидером. И ситуация переворачивается с ног на голову: теперь уже он хочет, чтобы женщина шла за ним. Куда? Вот вопрос. «Куда он поведет меня, когда ему будет уже нечего от меня добиваться?» – ответить честно себе может не каждая девушка, тем более в состоянии влюбленности. Так же, как влюбленный мужчина уверенно делает вывод: «Если она такая мягкая, нежная, податливая сейчас, то насколько лучше все будет потом, когда мы поженимся!» Но после свадьбы наступает момент, как на съемочной площадке после удачного дубля: «Стоп, снято!» – и «актеры» расслабляются. И дальше уже каждый живет не по «рекламной версии», не так, как от него ожидают, а так, как подсказывают человеку внутренние ценности. Не те, о которых он говорит, а те, в которые на самом деле верит. «Податливая» невеста может оказаться потом упрямейшей женой. Даже если она верующая. Разница только в том, что верующая женщина признает авторитет Бога и Священного Писания, а значит, будет прислушиваться к нему, стараться изменить свою позицию, если она неверна. Верующие люди более склонны к критическому самоанализу, к поиску причин проблем в себе, а не только в других. А вот неверующий человек зачастую может и не заметить, что поступает «как-то не так». И шансы на перемены сводятся к нулю. Или к долгому ожиданию… иногда длиною в жизнь. НАДЕЖДЫ – И ФАКТЫ Есть такое мнение: если неверующий человек хороший, следует положительным моральным принципам, порядочный, искренний, – вроде бы, есть все основания думать, что он со временем обратиться к Богу. Во всяком случае, он не должен бы отрицать Его и тем более возражать, чтобы супруг(а) ходил(а) в церковь и служил(а) Богу своими делами, временем, жизнью. Но есть и другая точка зрения: если человек уже «живет, как христианин», не совершает явных грехов, – что ему мешает прийти к Господу уже сейчас? Ведь если его принципы и так согласуются с Божьими, то что он теряет, обращаясь к Богу? Ничего… если только у него нет тайных «но» против Христа и христианства. А если есть – эти «но» обязательно «вылезут», дадут о себе знать впоследствии, после свадьбы. Кто-то считает, что это может быть Божья воля – чтобы через брак с верующим неверующий человек обратился к Богу, изменил свои взгляды на жизнь, пересмотрел свои ценности. Разве Бог не всемогущий? Есть и встречный аргумент. Если Бог, который сказал: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными» (см.2Кор.6:14), – не станет противоречить Сам Себе. Если бы этот человек действительно предназначался вам Богом, то Он обратил бы его к вере в Христа до вашей свадьбы, а не после. Разве Бог не всемогущий? Да, это верно, что ни в десяти заповедях Ветхого Завета, ни в двух основных заповедях Нового Завета не сказано, что связывать судьбу с неверующим человеком – смертный грех для христианина. Но также верно и то, что в Библии содержится немало серьезных предупреждений и историй, свидетельствующих: интимные отношения, брак – это не просто спать вместе, это жить вместе. Речь идет о взаимном влиянии, проникновении и единстве. И чаще всего, если соединяются люди разной веры (веры, а не культуры), то один старается склонить другого к своим ценностям, чтобы действительно идти вместе в одном направлении. И возникают серьезные проблемы, которые люди не могли предвидеть. Но, их предвидел Бог, и потому Он конкретно предупреждал свой народ: брак с людьми, которые не примирились с Господом, – серьезная духовная опасность. Самсон и его филистимская жена, а позже и Далида; Соломон и его иноземные жены, которые «развратили сердце его»… примеров хватает. Правда, есть еще история Есфири, которую взяли (без спроса) замуж за царя-завоевателя, не знающего Бога израилева. Но именно это «без спроса» и говорит о том, что Господни чудеса легче происходят там, где человек обратился к Нему уже после брака с неверующим (или иноверцем) либо женщина была «взята замуж без спроса», как в случае с Есфирью (такое все еще случается в некоторых странах). Там же, где верующий сознательно проигнорировал предупреждение Божье, – Бог поможет, но человеку придется испытать на себе последствия своего непослушания. Аргументов как за, так и против брака верующих с неверующими можно «накопать» миллион. Но одни будут основаны на надеждах, а другие на фактах – как из Библии, так и из жизни. В Библии сказано, что «надежда не постыжает» (см. Рим.5:5). Но исходя из контекста всего Писания мы видим: имеется в виду не любая надежда (сколько в мире людей, обманутых в своих надеждах!), а надежда на Господа… то есть и на то, что Господь Сам сказал в Своей Книге (см. Ис.49:23). Есть сферы жизни, где можно экспериментировать, испытывать и проверять на практике. Но, пожалуй, человеческое сердце, любовь, семья, дети, личное счастье – не тот случай. Сердце у нас одно, и оно не казенное... Ирина ГЕРМАН. «Колокол» №5 (147), май 2006 www.kolokol.net
Источник: http://www.lifecity.us/index.php?newsid=249 |